Как попугай Космо выучила английский язык

(Фрагменты из статьи д-ра Стивена Крашена июль 2012)

Космо  — самка африканского серого попугая, которая живет с профессором Университета Джорджии Бетти Жан Крэйг более десяти лет (с мая 2002, когда ей было 6 месяцев).

Попугай Космо

Попугай, говорящий на английском языке, изучает себя в зеркале

Нет сомнений, что попугай Космо овладела удивительным количеством английских выражений. Когда ей было шесть лет, объем ее словаря составлял около 100 слов, 200 фраз, и было совершенно очевидно, что она корректно использует свои знания английского языка. Проф. Крэйг пишет: «Вот лишь два примера того, насколько хорошо Космо понимает и говорит по-английски.

Туалет

Когда она просыпается утром, попугай зовет меня к своей клетке: «Я здесь! Космо хочет в туалет!» Я поднимаю ее на насест наверху ее клетки, где она ходит в туалет. Попугай затем гордо заявляет: «Туалет Космо на бумаге! Космо хорошая птица!»

Однако, попугай не всегда такая хорошая птица, иногда она ходит в туалет на паркетный пол, если она не в клетке. Если она сходила в туалет рядом со мной, она сразу же признается: «Космо сходила в туалет на пол». Если она это сделала не на виду, она бормочет про себя: «Космо сходила в туалет». Я слышу ее, спешу в ту сторону с бумажным полотенцем, с чистящим средством. Когда я распыляю средство, Космо имитирует звук: ССС.. , потом добавляет: «Это для туалета Космо!»

Космо, использует «OK» как согласие на просьбу друга, или, чтобы попросить согласия. Если Космо сделала что-то плохое, например, укусила меня, я сажаю ее в клетку. У нас возможен такой разговор:

Попугай: «Космо хочет выйти, ОК?»
Я: «Нет, Космо — плохая птица. Космо останется в клетке».
Попугай: «Космо быть хорошая птица, ОК?»
Я: «Космо, будь хорошей птицей. Оставайся в клетке».
Попугай: «Космо хочет быть хорошей птицей, ОК?»
Я: «Космо, оставайся в клетке».
Попугай: «Космо не кусаться, ОК?»
Я:  «ОК, Космо, выходи».

Я открываю дверь клетки, чтобы выпустить ее. Я не очень-то дисциплинированна»

Попугай использует язык корректно по отношению к ситуации. Наблюдения за ней показали, что когда проф. Крэйг дома, попугай разговаривает чаще, чем когда она дома одна, либо, когда ясно, что ее игнорируют.

Попугай часто любит говорить о ее собственном местоположении («Я здесь») и о местоположении проф. Крэйг («Где ты?»). Когда она с проф. Крэйг в разных комнатах, но в пределах слышимости, попугай говорит громче.

Попугай усваивает английский язык благодаря пониманию?

Гипотеза Понимания (д-ра Стивена Крашена).

Гипотеза Понимания означает, что мы овладеваем языком, развиваем свою грамотность, когда мы понимаем содержание, то есть, когда мы понимаем, что мы слышим, что мы читаем, когда мы получаем ввод понятной информации.

Усвоение языка является подсознательным процессом, в то время как это происходит, мы не осознаем, что это происходит. Компетентность, развитая таким путем, сохраняется мозгом подсознательно.

Доказательства Гипотезы Понимания получены путем исследований следующих процессов:

 • общения родителей со своими детьми;

 • развития грамотности;

 • усвоения иностранных языков;

 • двуязычного образования.

Количество вводимой информации

Нет сомнений, что попугай получает много информации от проф. Крэйг. Крэйг и попугай говорят друг с другом почти каждый день в течение более десяти лет. Крэйг говорит: «Когда я дома, мы с Космо постоянно разговариваем».

Ясно, что профессор Крэйг имеет в виду, что она может постоянно подстраивать свой язык, а также делать другие вещи, чтобы сделать информацию понятной для попугая.

Модифицированная подача информации

Следствием Гипотезы Понимания является вывод, что для менее развитых учеников требуется модифицированная информация. Например, родители приспосабливают свою речь, когда они говорят с маленькими детьми. Они используют более короткие предложения, менее сложную грамматику, ограниченную лексику.

Крэйг, конечно же, приспосабливает свою речь для попугая, упрощая ее с тем, чтобы помочь пониманию: «как преподаватели иностранного языка, я использую упрощенную лексику с Космо: смотрю на нее, когда говорю и последовательно использую те же слова и фразы. Например, я всегда говорю, «Космо хочет пойти в автомобиль?» и никогда не заменяю вопрос синонимами. Не говорю, «Попугай хочет покататься?» или «Не хотела бы ты покататься в автомобиле». Говорю «арахис» для всех видов орехов: арахис, грецкие орехи, пекан, кешью»

Контекст и значимость

Все дискуссии с Космо имеют непосредственное отношение к нуждам попугая, ее интересам и желаниям, обеспечивая тем самым привлечение ее внимания. В дополнение, как в случае с применением модифицированной речи с детьми, разговор всегда идет о «здесь и сейчас» (среда, непосредственно окружающая попугая в настоящее время, или касающаяся недавнего прошлого или будущего), что обеспечивает понимание контекста для попугая.

Период молчания

Космо прошла через «период молчания» во время ее первого года жизни, что характерно для африканских серых попугаев. Проф. Крэйг говорит: «В январе 2003 года, примерно в тринадцать месяцев, попугай начала повторять фразы, которые я ей говорила с тех пор, как мы начали жить вместе: «Привет! Хочешь арахиса? …» .

Как дети, усваивая свой первый родной язык, как многие изучающие второй язык, попугай, видимо, слушала и усваивала во время ее «периода молчания». Скорее всего, когда она начала произносить английские слова, это было уже не началом, а продолжением процесса освоения.

Монологи попугая: Шум изнутри

Было высказано предположение, что признаком того, что происходит усвоение языка, является «шум в голове», спонтанное мысленное повторение слов, фраз и предложений, которые мы слышим на другом языке от людей, с которыми мы общаемся.

«Шум» появляется после того, как мы получили хорошую дозу понятной информации, что вызывает меньше сомнений при использовании языка.

Как попугай Алекс Пепперберг, Космо также говорила сама с собой по утрам, используя английский язык, который она усвоила, а также производя другие виды звуков: свист, скрипы, шумы окружающей среды, и молчание. Ее монолог мог представлять из себя что- то вроде этого:

«Здравствуй… Чирик… Привет! Вау Вау Вау (имитация лая собаки) Как дела? Хорошо… Ви-ви-ви…Ты здесь? Я здесь! Я здесь! Скви-и-и-ик! Что ты делаешь? Би-бип! Что делаешь? Чи Чи…Наверх…Хочу наверх ….. А, вот ты где! Я люблю тебя. Хочу поцеловать. Спасибо ….»

Подобные монологи попугая имели место в течение нескольких месяцев, пока она училась говорить. Этот факт согласуется с гипотезой «шума в голове» в период усвоения языка.

Продолжение статьи «Как попугай Космо выучила английский язык»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

НаверхНаверх