Чем полезен английский для взрослых? Какова на самом деле связь между возрастом и изучением языков? Легче ли маленьким детям дается изучение языка? По этим вопросам существуют абсолютно противоположные мнения. Возможно ли вообще взрослым ученикам достичь «беглости» в неродном языке? Считается, что невозможно. На самом деле эти убеждения не соответствуют действительности.
Возраст не является помехой в освоении языка
Иногда взрослые учатся быстрее детей, чаще всего они могут учиться более эффективно. Кроме того, с возрастом наши способности к изучению языков не становятся хуже. Изучение иностранных языков помогает взрослым учащимся и пожилым людям сохранять ясность ума, это выгодное занятие для нашего мозга.
Насколько успешными могут быть взрослые ученики при изучении языков? Исследования предоставляют большое количество положительных доказательств того, что:
— возраст не является причиной снижения способности к овладению языками;
— за исключением незначительных изменений, таких, как ослабление зрения или слуха, возраст взрослого учащегося не является основным показателем в изучении языков;
— среда обучения взрослых учащихся, оказывает большое влияние на их способность к овладению новым языком.
Вопреки распространенному мнению, среди пожилых людей могут быть очень успешные ученики. Они могут испытывать трудности при обучении в классах, но эти трудности легко преодолеваются путем изменения условий их обучения, задействованию эмоциональных составляющих и применению эффективных методик.
Самая большая трудность взрослых учеников — это их сомнения. Большинство уверено, изучение языков лучше дается в молодом возрасте. Однако исследования выявили, что хотя дети в долгосрочной перспективе могут иметь преимущество в достижении разговорной беглости на уровне носителей языка, взрослые ученики могут изучать языки эффективнее (Скарселла, Лонг и Крашен 1979 год). Благодаря им стало ясно, что как раз у взрослых студентов освоение иностранной речью может быть более простым и быстрым.
Если люди остаются здоровыми, их умственные способности, с возрастом не уменьшаются (Оствалд, Уильямс, 1981 год). Обучение взрослых должно быть иным, чем у детей, но не существует различий в способностях между взрослыми и детьми.
Английский для взрослых. Мифы
Миф о невозможности освоения нового языка взрослым человеком основывается на двух гипотезах: предположение о развитии мозга, и классной практике, которая дискриминирует взрослых учащихся.
В 60-х годах на основе науки о мозге того времени появилось новое направление, утверждающее, что мозг утрачивал свою «пластичность» после полового созревания. Отсюда вытекали выводы о трудном изучении взрослыми учениками иностранной речи (Ленненберг, 1967).
Дальнейшие работы в области изучения мозга показывают, что способы обучения для взрослых и для детей разные, однако есть явные преимущества именно у взрослых (Уолш&Диллер, 1978). Одно из них то, что взрослыми могут быть обобщены структуры на основе использования знаний грамматики. Также лучше взрослые ученики способны учить лексику, опираясь на развитые ассоциативные связи, они полагаются на долгосрочную память, а дети, используют кратковременную память и огромное количество повторений при изучении.
Влияние снижения слуховых возможностей на изучение языка
Иногда некоторые возрастные заболевания могут мешать эффективному усвоению языка. Снижение слуха у пожилых людей, например, влияет на их способность хорошо слышать и различать звуки чужой речи, тем более, если при этом присутствуют посторонние шумы. В связи с этим очень важным является обеспечение хороших условий обучения (Джойнер, 1981).
Не все методы обучения будут подходить взрослым людям. Есть аудиальные методы, которые основаны на хорошем слухе. Если слуховые способности снижены, то эти методы не будут эффективны для пожилых учеников.
Упражнения, основанные на краткосрочном запоминании, также не подходят. Взрослым нужно интегрировать новые знания в уже сформировавшиеся, использовать ассоциативную память.
Еще один фактор, не подходящий для обучения взрослых студентов — это скорость выполнения заданий и соревновательные элементы.
Как помогают учителя осваивать английский для взрослых?
Чтобы помочь учащимся старшего возраста успешно осваивать язык, учителя должны модифицировать свои программы по трем направлениям: снижение эмоциональных барьеров, подбор соответствующих мотивирующих материалов, а также поощрение использования языка.
Факторы, играющие основную роль в обучении — мотивация и уверенность. Многие взрослые учащиеся больше боятся делать ошибки, чем их молодые коллеги, скорее всего это вызвано предыдущим не очень удачным опытом. Когда такие учащиеся сталкиваются со стрессом в учебной ситуации, страх неудачи возрастает. Взрослые учащиеся могут также проявлять большую нерешительность в обучении. Это надо иметь в виду учителям при выборе тактики работы с такими студентами.
Английский для взрослых учат, как правило, по очень значимым мотивам, например, быть более эффективными в бизнесе, или, чтобы социализироваться в чужой стране. Они не будут терпеть нереальные, неактуальные материалы или уроки, построенные на изучении грамматических правил из учебников.
Для обучения им нужен материал, лексика и грамматические конструкции, которые они сразу могут использовать. Содержание материала должно отражать ситуации, с которыми им придется столкнуться при использовании нового языка. Те материалы и мероприятия, которые не имеют реального жизненного наполнения, могут помочь лишь небольшому количеству взрослых учеников.
Взрослые учащиеся уже разработали стратегии обучения, которые служили им в других ситуациях. Они могут использовать эти стратегии также и в своем обучении. Преподаватели должны проявлять гибкость, практикуя различные подходы к обучению внутри класса. Нельзя, например, запрещать студентам писать, так как это может тормозить обучение тех, кто лучше учится через визуальный канал.
Эффективный английский для взрослых
Наиболее эффективным подходом к обучению взрослых является ввод большого количества значимого для них, понятного и интересного контента. Об эффективности обучения хорошо пишет Стив Кауфман, почитайте перевод его статьи «Как эффективно учить английский язык». Не стоит торопить взрослых с разговором, учащиеся должны приобрести уверенность, прежде чем начнут использовать новую речь.
Вся атмосфера обучения должна быть очень приятной и направленной на приобретение учащегося уверенности в своих способностях овладеть знаниями, опираясь на свой жизненный опыт. Программа, которая удовлетворяет этим потребностям взрослых учащихся, приведет к их быстрому прогрессу.(по ст. Schleppegrell, Mary)