Стратегии эффективного изучения английского языка

Эндрю Вейлер и его стратегии изучения английского языкаЭндрю Вейлер — методист из Австралии, автор тренинговых языковых программ, выработал эффективные стратегии изучения английского языка. Эндрю сам страстно увлечен языками и делится с нами своими стратегиями, выработанными им в результате 30-летнего опыта работы со студентами. Программы Эндрю прежде всего направлены на персональное развитие человека и его духовный рост, поэтому стратегии изучения английского языка, о которых идет речь, касаются не столько изучения самого языка, сколько улучшения способности обучаться эффективно.

Эндрю тренирует в основном студентов, изучающих английский, как второй язык. Также он ведет группы индонезийского (который считается одним из самых легких языков) и венгерского языков (который, наоборот, считается самым трудным языком).

Неэффективные стратегии изучения английского языка

«В процессе изучения языков еще много непонятного, но есть вещи, которые уже хорошо изучены. Путаница возникает у многих учащихся (и, смею сказать, у многих педагогов), потому что есть очень много убеждений, касающихся изучения языков. Вес этих убеждений настолько серьезен, что он тут же стремится подавить какое-либо вновь возникшее изменение, способное подорвать эти устои.

Много существующих точек зрения сформированы практикой, и эти идеи переходят из поколения в поколение без особых изменений. Если бы эти стратегии изучения английского языка работали, мы бы не возражали оставить их без изменения, но, как мы знаем, результаты изучения языков для подавляющего большинства людей довольно плачевные.

В этом посте я поделюсь некоторыми идеями, которые были мною выделены не так давно, когда я преподавал английский язык новичкам, и извлек некоторые ключевые моменты для вас, чтобы вы могли их рассмотреть и, возможно, использовать, с целью получить лучшие результаты вашего обучения.

Одна вещь, которую я заметил — учащиеся должны добавить определенные качества, чтобы быть по-настоящему вовлеченными в процесс обучения. Под термином «по-настоящему вовлеченными» я понимаю то, что конечный результат увеличивает легкость и уверенность владения языком (не просто академические знания).

Те, кто продолжает страдать, как правило, не применяют стратегии изучения английского языка. Аспекты, о которых я буду говорить ниже, не обязательно упоминаются в том порядке, в котором написаны, процесс обучения представляет собой комплекс циклически переплетающихся процессов.

Успешными учениками были те, кто :

1. Хотели учиться всей душой.

Они всегда очень внимательны, имеют меньше фильтров восприятия. На их желание выучить язык не влияют никакие проблемы. Они более открыты, во всем принимают участие.

Некоторые студенты просто присутствуют, не занимаются, слишком погружены в свои мысли, убеждения, ожидания. Они мало воспринимают из того, что происходит в классе. Другими словами они имеют недостаточное желание учиться.

Есть еще такие, которые как бы условно учатся: учи меня так, как я привык, несмотря на то, что их предыдущие попытки овладеть языком были неудачными. Те, кто по-настоящему заинтересован, были независимы от условий.

2. Успешные ученики были готовы воспринимать связь между словом и делом.

Они не фиксируются на вопросе «объясните, почему так». Вместо этого, они подключают свои ощущения к этой задаче. Например, я преподавал артикли а/the/zero. Задачей студентов было замечать, что происходит в классе.

Связь между артиклями ( а/the/zero ) и тем, что они видят, должна быть достигнута путем вовлечения студента, если он / она хотят использовать их корректно. Конечно, вопросы при этом у них тоже возникают, однако достижение восприятия в этом случае является фундаментальным.

Простые объяснения, как я понял, в большинстве случаев не приводят к нужному результату. Хочу здесь привести пример подобного «восприятия». Я недавно заметил, как мой 10-месячный внук отреагировал, когда его отец щелкнул выключателем, при этом включился свет.

Мой внук заметил свет, поднял глаза. Затем мой сын выключил свет. На этот раз мой внук заметил, что свет потух, а также заметил движение рук моего сына. Через секунду он уже был у выключателя для проверки своей гипотезы! Это вид обучения, который мы все делали (и делаем до сих пор!). Это и нужно делать, если мы хотим изучать язык успешно.

Люди, самостоятельно изучающие язык, в основном используют именно этот вид обучения в разной степени. Несчастные, застрявшие в изучении языка ученики — это те, которые не используют стратегии изучения английского языка, а скорее полагаются на объяснения педагогов, исследования, переводы и зубрежку, все то, что как правило, убивает желание учиться.

В классе были единицы таких, которые включились в этот процесс очень быстро и поняли, что смотреть и слушать было ключом к пониманию, усвоению.
Были те, кто с трудом пытался увидеть связь. Они ждали, чтобы я им разъяснил (они просили меня втолковать им) и, следовательно, не были внимательными к тому, что на самом деле происходило в классе. После того, как они поняли, что я не собираюсь ничего им объяснять, они начали прислушиваться более внимательно к тому, что происходит вокруг.

3. Успешные ученики постоянно работают над своим произношением, желая тем самым быть более легко понятыми.

Чтобы узнать, как произносить звуки естественно, требуется иного рода подход, нежели тот, о котором мы только что говорили (пункт 2).
По сути эта работа требует такого же пристального внимания к тому, что происходит за пределами и внутри нас. Но иногда надо научиться делать вещи иначе, чем мы привыкли, а некоторые студенты просто повторяли то, что они уже знали.

Разочарование от неправильного делания может быть использовано как для побуждения себя научиться делать это правильно, так и для провозглашения себя «бездарностью», чтобы тем самым снять ответственность с себя за ненаступление изменений.

4. Успешные ученики оставались внимательными к тому, что  и как они говорят и интегрировали новые знания в свою речь.

Это требует осознавания (возвращаясь к примеру с артиклями), какой вариант является правильным, до произнесения.
Таким образом, даже если однажды человек понял, как все эти артикли используются, это должно быть применено много-много раз ко всем встречающимся существительным.

Сложность всех видов существительных, имеются ли при них дополнительно местоимения или другие слова (my, your,… this, that….there и т.д.) также должны быть обыграны, интегрированы в область их знаний.
Таким образом, пока они учащиеся, они должны делать одновременно несколько вещей. Они должны:

  • отслеживать смысл того, что пытаются передать;
  • сформировать «грамматически верное» предложение;
  • работать над произношением элементов;
  • быть внимательными к вопросу — это существительное, которое надо произнести — одно из многих или единственное.

Закон формирования привычек

Это достигается путем многочисленных упражнений, которые нужно регулярно выполнять.
В зависимости от родного языка студента, будут различные многочисленные языковые особенности, над которыми студент должен работать одновременно. Но всегда необходимо выделять способность ученика оставаться внимательным.
Изучение языка подчиняется законам формирования привычек, хотя сам разговор на языке, представляет собой сложный творческий процесс. Таким образом, ученик должен быть внимательным до тех пор, пока не выработаются привычки.

Чем чаще ученик использует новые стратегии изучения английского языка после того, как он понял цели и функции этой новой формы, тем быстрее он будет привыкать, это становится привычным, в конечном итоге не требуется какого-либо дополнительного внимания вообще. Вы можете заметить, что я уделяю много внимания тому, что ученик делает, потому что нет другого пути, если вы собираетесь учиться.

Проблема в том, что так много языковых курсов и преподавателей (и даже вас, уважаемые ученики) уверены, что если вы это переведете, это запомните, а это выучите, то вы будете знать язык. Ничто не может быть дальше от истины, даже если это сработало для нескольких человек. То, что действительно требуется — определенные человеческие качества, которые должны быть выработаны, если они атрофировались.

Для того, чтобы легче было изучать языки, нужно сделать все возможное, чтобы стать более внимательными, слушать более внимательно, уметь самому сложить вместе два и два без разжевывания, как это сделать (без кормления с ложечки).

Большинство из нас имели такие способности к обучению в наши ранние годы, которые затем были утеряны в результате упора на методики обучения, которые в реальности уводили нас от наших врожденных способностей. Однако восстановление этих способностей доступно каждому человеку.»

Source: Andrew Weiler. Strategies in Language Learning
 

Еще статьи на тему «стратегии изучения английского языка:

4 Replies to “Стратегии эффективного изучения английского языка”

  1. Наталья

    Интересная стратегия. Эндрю Вейлер, естественно, прав. Учиться сложно, а иногда даже невозможно тем, кто не обладает определенными качествами.

  2. Елена

    Да, внимание стратегически важно, не он один на это указывает

  3. Виктор

    А есть ли методики определения внимательности? Как узнать, способен ли я вообще заговорить на английском? А вдруг для меня это просто невозможно?

  4. Елена

    Для Вас, Виктор, нет ничего невозможного! Вы бы на этом самом английском и говорили бы, если бы родились, скажем, в Австралии. Конечно, есть такие методики, но лучше все-таки не отвлекаться на тестирование своих способностей (я уверена, у Вас их больше, чем достаточно), а посвятить время изучению интересующего Вас предмета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *