Любой взрослый, который попытался выучить иностранный язык, может засвидетельствовать, насколько сложным и запутанным он может быть. Поэтому, когда трехлетний ребенок, выросший в двуязычном доме, вставляет английские слова в свои русские предложения, можно предположить, что он смешивает эти два языка.
Исследования показывают, что это не так.
На самом деле, раннее детство — это наилучшее время для изучения второго языка. Дети, которые учат два языка от рождения, обычно становятся носителями обоих, в то время как взрослые часто борются с акцентом и редко достигают беглости.
Но остается вопрос: хорошо ли для детей учить два языка одновременно?
Когда дети изучают язык?
Исследования показывают, что дети начинают изучать языковые звуки, прежде чем они даже родились. В утробе голос матери — один из самых значимых звуков, которые слышит нерожденный ребенок. К тому моменту, когда дети рождаются, они могут отличать язык своей матери от другого языка, и даже демонстрировать способность различать языки.
Изучение языка зависит от обработки звуков. Всего в мире известно около 800 звуков, используемых в разных языках. В каждом языке используется только около 40 языковых звуков или фонем, которые отличают один язык от другого.
При рождении у мозга ребенка необычный дар: он может отличить все 800 звуков. Это означает, что на этом этапе младенцы могут изучать любой язык. Постепенно дети определяют, какие звуки они слышат чаще всего.
Между 6 и 12 месяцами младенцы, которые растут в одноязычных семьях, становятся более специализированными в подмножестве звуков своего родного языка. Другими словами, они становятся «специалистами родного языка». И по сравнению с первыми днями после рождения одноязычные младенцы начинают терять способность слышать различия между звуками иностранного языка.
Изучение детского мозга
Как насчет тех младенцев, которые слышат два языка от рождения? Может ли мозг ребенка специализироваться на двух языках? Если да, то каким образом этот процесс отличается от специализации на одном языке?
Знание того, как мозг ребенка начинает учить два языка одновременно, важно для понимания основных этапов развития в обучении его говорить. Например, родители двуязычных детей часто задаются вопросом, что является и не является типичным или ожидаемым, или как их ребенок будет отличаться от тех детей, которые изучают один язык.
Исследования мозга детей в возрасте 11 месяцев, как раз перед тем, как большинство младенцев начинают говорить свои первые слова, показали, что:
- Младенцы из одноязычных семей специализируются на обработке звуков родного языка;
- Дети из двуязычных семей специализируются на обработке звуков обоих языков.
Результаты показывают, что мозг младенцев настраивается на любой язык или языки, которые они слышат от своих воспитателей.
Моноязычный мозг настраивается на звуки одного языка, а двуязычный мозг настраивается на звуки двух языков. В возрасте 11 месяцев активность мозга ребенка отражает язык или языки, которые они постоянно слышат.
Можно ли учить два языка одновременно?
Это имеет важные последствия. Родители одноязычных и двуязычных детей стремятся, чтобы их маленькие люди произнесли первые слова. Это захватывающее время, очень хочется узнать, о чем думает ребенок! Однако общая проблема, особенно для двуязычных родителей, заключается в том, что их ребенок учится довольно медленно.
Было обнаружено, что двуязычные младенцы проявили столь же сильный ответ мозга на родной язык, как и одноязычные дети. Это говорит о том, что двуязычные дети изучали родной язык с той же скоростью, что и одноязычные дети.
Родители двуязычных детей также обеспокоены тем, что их дети не будут знать столько слов, сколько дети, которые воспитываются на одном языке.
В какой-то степени эта проблема реальна. Двуязычные младенцы разделяют свое время между двумя языками и, таким образом, в среднем слышат меньше слов в каждом. Тем не менее, исследования показывают, что двуязычные дети не отстают, если рассматривать оба языка.
Количество слов двуязычных детей, объединенных на обоих языках, оказалось равным или большим, чем у одноязычных детей.
В отличие от одноязычных детей, двуязычные дети имеют другой язык, из которого они могут легко заимствовать, если они не могут быстро получить соответствующее слово на одном языке. Даже двухлетние дети модулируют свой язык в соответствии с языком, используемым их собеседником.
Двуязычные дети имеют преимущество
Хорошей новостью является то, что маленькие дети во всем мире все чаще одновременно приобретают два языка. Фактически, во многих частях мира двуязычие является нормой, а не исключением.
Стало известно, что постоянная необходимость смещения внимания между языками приводит к нескольким познавательным преимуществам. Исследования показали, что двуязычные взрослые и дети демонстрируют улучшенное исполнительное функционирование мозга, то есть они могут переключать внимание, переключаться между задачами и легче решать проблемы.
Также было обнаружено, что двуязычие обладает повышенными навыками металингвизма (умение думать о языке как таковом, и понимать, как он работает). Существует доказательство того, что двуязычным детям изучение третьего языка дается проще. Кроме того, считается, что накопление эффекта двойного языка отодвигает начало болезни Альцгеймера.
Итак, если вы хотите, чтобы ваш ребенок знал более одного языка, лучше начинать с раннего возраста, прежде чем он даже начнет говорить на своем первом языке. Это не смутит вашего ребенка, и это может даже дать ему толчок в других формах познания.
Источник статьи: сайт The Conversation. Статьи на самые разнообразные темы, размещенные на этом сайте, помогут в самостоятельном изучении английского языка.