Обучение языку в классах

«Коммуникативная компетентность» — типичная фраза, которую в последние десятилетия применяют для определения навыков людей,  проходивших обучение языку в классах. На деле это означает возможность говорить с людьми на английском языке. Но это звучит как будто (да и есть на самом деле) что-то придуманное умными исследователями в университетах.

Обучение языку в классах. Практические проблемы.

Большинство учащихся и учителей думают, что применение подобных терминов должно решить что-то очень важное,что поможет выучить английский язык.

На самом деле, этот термин не просто скрывает претенциозную ерунду, но также является очень опасным заблуждением. Несколько лет назад выяснилось, те, кто проходил обучение языку в классах, были не очень хороши в практическом их применении, попросту говоря — не могли общаться на изучаемом языке. Учителя пришли к мысли, что просто говорить о грамматике и учить слова — это не лучший способ проводить уроки.

Традиционные методы рассказывают студентам о языке и демонстрируют его на доске. Они вышли из моды. Теперь считается, что эти методы были заблуждением, что они были ужасно примитивными. Теперь учителя должны «включать» своих учеников в процесс урока. Результатом этих выводов стало то, что многие учителя начали заниматься групповой работой, работой в парах, или ролевыми играми.

Студенты получают различные задания, которые они должны выполнять самостоятельно, или они участвуют в маленьких сценках, или они должны составлять предложения, используя определенные слова, или проводить короткие дебаты между собой.

Обучение языку в классах
Ролевые игры в классах английского языка

Возможно, главная причина, почему так много учителей увлекаются такими методами в том, что они отчаянно пытаются решить практические проблемы в классе.

Есть несколько таких практических проблем.
  • Существует проблема дисциплины в детских классах;
  • Проблема нахождения материала, который интересен каждому ученику в классе, потому что учитель не может применить индивидуальный подход к каждому студенту;
  • Проблема скуки — надо сохранять учащихся в состоянии увлеченности.

 

Трудно поверить, но учителя до сих пор так и продолжают рекомендовать такие вещи, как группы, парную работу и ролевые игры, потому что они действительно думают, что это более эффективные способы для людей, изучающих языки.

Разум подсказывает, что это просто невозможно. Сотни тысяч преподавателей иностранных языков, заставляют своих учеников делать все эти вещи только потому, что эксперты сказали им, что они должны это делать, и только тогда будет полезный эффект. И, конечно, все при деле. Печальная реальность такова, что это тратит время каждого.

Самостоятельное обучение языку в классах более эффективно

Процесс усвоения языка является задачей, которая должна быть осуществлена самостоятельно. Это процесс «наблюдения», и это должно быть сделано в одиночку. Чем больше людей разделяют этот процесс, тем менее эффективным он будет.

Наиболее эффективным является самостоятельное обучение

Но есть нечто еще более фундаментальное. Мы часто забываем, что просто используя язык, мы не можем узнать ничего нового. Нельзя говорить, пока нет некоторой языковой базы. Мы можем учить язык только наблюдая — слушать и читать, и отмечать, что мы слышим, и что мы читаем. Нет другого пути.

Так что, очевидно, очень важно, что студенты должны слышать реальные вещи на правильном английском языке. Тем не менее, в классах, где они в основном разговаривают, они слушают чаще всего друг друга, и это зачастую неправильная и нереальная речь.

Студенты явно не могут выучить английский язык, если они слышат неправильную речь. Но они также не усвоят ничего нового, произнося правильные вещи, которые правильны только потому, что они уже усвоили это (путем наблюдения).

Студенты не могут доверять тому, что говорят их товарищи, так как они не могут знать, являются ли эти вещи на самом деле правильными или нет.

Другое дело, что пытаться говорить можно и нужно, тем самым привлекая свое внимание к вещам, которые мы не умеем выразить, и побуждая себя найти эти выражения.

Но такими методами учителя не могут работать в классе. Это требует неспешного мышления от каждого отдельного студента. И если кто-то считает, что разговорная практика в классе является единственным способом приобретения студентом уверенности в использовании языка, надо сказать, что это просто не соответствует действительности.

В реальном мире за пределами классной комнаты, уверенность во многом зависит от индивидуальной личности. Для людей, которые по своей природе не имеют необходимого темперамента, то есть, застенчивы, не имеют достаточной смелости, единственное, что даст им истинную уверенность, является их уверенность в том, что они освоили достаточно много языкового материала.

Кроме того, говорить на английском языке за пределами классной комнаты с носителями языка является отличным делом, которое нужно делать с точки зрения приобретения привычки, но надо учитывать, что это практика, а не учеба.

Эксперимент

Интересен один эксперимент, который проводили в одной из двуязычных провинций Канады — Нью-Брансуик, где около трети населения составляют франкоговорящие. В этой провинции не хватало преподавателей английского языка в государственных школах. Правительство провинции решило попробовать метод, основанный исключительно на вводе информации. Подробнее об этом методе можно прочитать в статье Как изучать английский самостоятельно.

Каждый день, в школах, выбранных для этого эксперимента, дети проводили обучение языку в классах 3 — 6 (8 — 11 лет), 30 минут самостоятельно изучая английский язык. В классе была обширная библиотека книг и аудиозаписи этих книг.

При входе в класс, ребенок выбирал себе книгу, садился за стол с магнитофоном, читал книгу и одновременно прослушивал кассету. Книги выбирались адаптированные по уровню и возрасту ученика. Дети работали полностью самостоятельно — учитель не вмешивался в обучение, он мог только поощрять ученика организовать свое время или помочь выбрать материалы.

После трех лет эксперимента результаты сравнили с группами тех учащихся, которым преподавали высококвалифицированные педагоги. Оказалось, что по большинству тестов не было разницы между этими двумя группами. А на тестах, где детей просили описать картину, экспериментальные дети намного превосходили группы, которых учили традиционными методами — они использовали более обширный словарный запас, а также более гибкий синтаксис, чем это делали другие.

Кроме того, экспериментальные ученики сказали, что они наслаждались своими уроками английского. Они также оказались более автономны в своем подходе к обучению. Когда их спрашивали, что они сделают, если что-то не понимают, большинство традиционно учащихся студентов сказали, что они спросят учителя, а те, которые были в экспериментальных группах, заявили, что они будут слушать запись снова, или посмотрят глоссарий в конце книги.

А как вы думаете, насколько эффективно происходит обучение языку в классах, на различных курсах? Оставляйте, пожалуйста, свои комментарии, пишите о вашем опыте.

Перевод ст. «Коммуникативная компетентность»  — Amorey Gethin

2 комментария

  1. Я убеждена, что при нашей системе образования в обычных школах невозможно выучить иностранный язык до разговорного уровня.

  2. Согласна. К сожалению, практика это подтверждает, несмотря на то, что есть все-таки единицы счастливчиков. Но их вело страстное желание выучить, и педагоги не смогли им в этом помешать.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *